Поселившись в городе, где и
теперь живу, я год от года всё больше удивлялся: а чего я ездил-то от Амура до
Питера, от лесотундры до Алма-Аты – тут всё есть. Ликинό-Дулёво
Московской области – город маленький, вытянутый километров на шесть вдоль шоссе
и узкий. Большинство населения России не знает о его существовании. Но стόит
разделить его название, и все вспомнят: как же, Дулёвский
фарфоровый завод, знаем! Ликинский автобусный,
как не знать! Кто никогда в жизни не держал в руках дулёвскую
посуду, всё равно её видел, например, в фильме «Женитьба Бальзаминова»
(завод выполнил для киностудии специальный заказ). Когда-то для американского
Белого дома был сделан сервиз на 1200 персон. О наградах Всемирных выставок уж
не говорю. Лаборатория фарфорового завода выделилась в отдельное предприятие, и
миллионы людей, награждённых орденами, носят на груди нашу эмаль. Автобусный
завод изготовил более 200 тысяч машин, так что нет в стране человека, который
не видел марку «ЛиАЗ». Из маленького города выходило
до 42 машин в день! Теперь, правда, меньше, но и машины совершеннее. Ещё здесь
есть прядильно-ткацкая фабрика, владелец которой в 1917 году морил рабочих голодом,
и они отправили депутацию к Керенскому. Пока посланцы добирались до Петрограда,
произошла Октябрьская революция, они пробились к Ленину. Так Ликинская фабрика стала первым в стране национализированным
предприятием. Уникален Дворец культуры фарфорового завода: он построен по
проекту того самого Мельникова, который возводил павильон СССР на Международной
выставке 1925 года в Париже (и получил Гран-при за саму постройку). Павильон
давно снесли, в Москве сохранились три мельниковских
объекта: два клуба и собственное жильё архитектора – «круглый дом» близ Арбата.
В Париже нет построек классика архитектуры, а в Ликино-Дулёве
есть. Мельников устроил здесь «живые стены»: например, задник сцены мог
раздвигаться, зрители летом смотрели спектакль из парка; вторично эта идея
применена лишь через полвека с лишним при возведении Олимпийского комплекса в
столице. Рядом стоит храм Иоанна Богослова, тоже по уникальному проекту. И его
настоятель о. Олег – человек уникальный: не знаю, два или три у него высших
образования, по-английски читает свободно, играет на рояле, и если встретишь в
книгах какую-то редкую информацию, поделишься с ним – он, оказывается, и это
знает, ещё и добавит сведений. Он написал и выпустил уже около 70 (на данный
момент, сентябрь 2006) изданий о храмах Подмосковья и соседних областей (считая
переиздания, которые всегда значительно расширены – практически новые книги).
Их общий объём примерно 5000 страниц! Речь идёт не только о церквах и
священниках, но также о тех, кто жил в этих местах, – и кто только не встречается,
от Ивана Калиты до Сергея Михалкова. Кстати, в
десятке километров от нашего города, в деревне Бывалино,
родился академик, лауреат и герой В.П. Мишин, возглавивший космическую отрасль
после С.П. Королёва. С чего же лучше и начинать краеведческие изыскания, как не
с церквей, ведь они были в каждом селе. Подобной серии нет нигде больше. Во
всех книгах стоит и моя подпись: на мне литературное редактирование,
восстановление фотографий (они в большинстве архивные, попорченные
временем) и доведение книг на компьютере до «зеркалки»,
которая отправляется в типографию. Так что имею право на своём
сайте разместить список изданий. А ниже – очерк о нашем храме, затем «книга»,
которую я подарил о. Олегу к его 50-летию, и «Рождественская
песенка».
И з д а н и я с е р и и
1. Православная Гуслица и Сенежская волость
Храмы
Орехово-Зуевского района (3 издания)
2. Павловский
Посад и храмы Павловопосадского района (3 издания).
3. Егорьевский уезд. Храмы Егорьевского
и Шатурского районов.
4. Воскресенск и
окрестности. Храмы Воскресенского района.
5. Коломна и
окрестности. Храмы Коломенского района (2 издания).
6. Ногинск (Богородск). Храмы
Ногинского района (2 издания).
7. Город Щёлково. Храмы Щёлковского района.
8. Храмы Луховицкого района.
9. Бронницкий уезд. Храмы Раменского района (2 издания).
10. Город Руза.
Храмы Рузского района.
11. Город Можайск.
Храмы Можайского района.
12. Город
Покров. Храмы Петушинского района Владимирской
области.
13. Храмы Ступинского района Московской области.
14. Храмы Озёрского района Московской области.
15. Храмы
Домодедовского района Московской области.
16. Храмы Южского района Ивановской области.
23. Храмы Балашихинского района.
28. Храмы Мытищинского района.
29. Храмы Красногорского района.
33. Храмы г. Видное и окрестностей.
34. Храмы г.
Александрова и окрестностей.
35. Храмы г. Солнечногорска и окрестностей.
36. Храмы г.
Пушкино и окрестностей. Г. Королёв и г. Ивантеевка.
37. Город Клин и
храмы Клинского района.
38. Город
Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и
Шаховского районов.
39. Храмы г.
Подольска и окрестностей.
40. Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района.
43. Храмы и
монастыри Переславля-Залесского и окрестностей.
Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
В каждой местности есть свои легенды о людях, живших здесь, о достопримечательностях, событиях. Иногда они рождаются на глазах.
Храм Иоанна Богослова в Ликино-Дулёве ни возрастом, ни размером не может сравниться со знаменитыми соборами. Срок его службы по прямому назначению и вовсе мал – с 1991 года. Но его история пришлась на самое бурное время, её хватило бы иному средневековому замку, столетиями возвышающемуся без особых потрясений – разве только меняются обитатели.
С недавних пор
рассказывают о чудесном спасении одного из верующих, который восстанавливал
крышу храма. Она находится на высоте трёхэтажного дома. Свод, главы, купола –
всё это выше. От основания креста до земли
Рабочий с листом кровельного железа спускался с крыши по приставной лестнице. Он был на высоте метров четырёх, когда рванул ветер, лист извернулся... и никто не понял, как человек уцелел, упав вниз головой. Причём окружающие даже услышали хруст и подумали – всё... Если бы упал с крыши дома, скорее всего, тут бы и кончилась биография. А с храма – хоть бы что. Спикировал и встал. Удивился своей неосторожности, перекрестился и полез обратно.
Храм долго стоял, являя собой укор людям, бросившим его, и загадку для младших поколений, не знавших бога. С зияющими пробоинами и стенах, с ржавым куполом без креста (а остальные главки вообще без куполов, да и из самих главок одна отсутствовала), он всё равно останавливал внимание, проезжающие неизменно отмечали: красивая церковь! Кто отозвался бы так же о каком-нибудь другом полуразрушенном здании?
А потом храм и территория вокруг него преобразилась, как по волшебству. С невероятной стремительностью вырос церковный городок, храм внутри и снаружи заблистал таким тщательным изяществом, будто его собрал моделист на столе. И откуда что взялось, тем более в трудные годы? Из четырёх предприятий города бесперебойно работало лишь одно – фарфоровый завод (и то сокративший объём производства в 25 раз). Люди не получали зарплаты, и чем питались, как выжили? Но храм восстанавливался, причём львиную долю средств составили пожертвования верующих. Главное пожертвование – бескорыстный труд.
Однажды в Ликино-Дулёво приехал представитель немецкой фирмы, узнавший, что храм готовятся расписывать. Он предлагал свою продукцию – образцы красок. Как раз в то лето восстанавливался свод храма, для чего требовались кирпичи. Денег на аренду подъёмного крана у общины не было. По три кирпича поднимали в ведре на веревке. Немец, должно быть, немало повидал на веку, недаром проехал полземли со своими образцами. Но при виде такой "рационализации" остановился как вкопанный и онемел. Похоже, ничто в жизни его настолько не потрясало.
Кирпичей подняли около 25 тысяч. Нетрудно посчитать, сколько раз пришлось вручную выбирать верёвку с ведром. И какое же нужно было желание, чтобы храм ожил!
Всеми работами руководил и сам первым в них участвовал настоятель храма о. Олег Пэнэжко. Нельзя не сказать и о том, что сведения о храмах для этого очерка почерпнуты от него же. Если кто-то будет их использовать, следует ссылаться на о. Олега. А то, к примеру, одна из местных газет мимоходом упомянула архитектора храма – так, будто имя было всегда общеизвестно, а не настоятель ездил по архивам, разыскивал в бесчисленных документах сведения почти вековой давности. При всём уважении к автору проекта, при восхищении его художественным даром, всё же он только подготовил чертеж. Дальнейшее строительство – дело несравненно более длительное и трудоёмкое. А возродить то, что было варварски изуродовано и разрушено, ещё тяжелее. Как известно, проще делать заново, чем переделывать.
Однако начнём по порядку, из глубины времён. Храм Иоанна Богослова стоит у дороги, на которую нанизан город Ликино-Дулёво. Дорога существует испокон веков, когда-то здесь пролегал волок, по которому перетаскивались ладьи на пути из Рязани во Владимир и обратно из Клязьмы в бассейн более южных рек.
В
Семья Кузнецовых придерживалась старообрядчества. У них имелась домашняя молельня, куда ходили и рабочие. Однако в Дулёве никогда не составляли большинство населения сторонники этой веры. К тому же она сама вскоре же после раскола с православием разделилась на поповщину и беспоповщину, а те, в свою очередь, продолжали дробиться. Среди поповцев были так называемые окружники и неокружники, беспоповцы распались на поморское согласие, филипповцев, федосеевцев, нетовщину, бегунов и др.
Старообрядческая община Дулёва, принимавшая белокриницкую
иерархию, заложила свой храм Покрова Божией Матери лишь в
Этот храм в советское время был разобран, взамен его перед проходной завода ныне стоит памятник Ленину. О том из местных жителей, кто больше всех приложил усилий к разрушению, известно – он на фронте потерял ногу, жена рано умерла, дети пошли по тюрьмам, и всю жизнь он горестно повторял: "Это мне за то, что церковь ломал". Церковный староста сберёг иконостас, спрятав его в подвале собственного дома. Потомки не знали секрета, дом через полвека был продан посторонним людям, и они обнаружили "клад". Иконостас хранится в Орехово-Зуевском краеведческом музее.
Православные в Дулёве долго не имели своего храма. Они ходили на
богослужение в с. Гора – за
К слову расскажем случай, не имеющий прямого отношения к теме, зато рисующий личность хозяина завода. Ведь при М.С. Кузнецове был возведён тот православный храм, о котором сейчас речь, и заложен тот, что действует сегодня. А старообрядческая церковь, о какой говорилось выше, была построена лишь после смерти Матвея Сидоровича, хотя он сам являлся старообрядцем.
М.С. Кузнецов, внук основателя династии, был деловым человеком, каких поискать. Он внедрял на предприятии всё, что способствовало увеличению производства. Появились французские автоматы для формовки чашек – купил их. Увидел "деколь", переводные картинки для фарфора, – наладил изготовление у себя. Он приобрёл или основал заводы в Риге, под Тверью, под Харьковом, сосредоточив в своих руках 2/3 фарфорофаянсовой промышленности России. Особое преимущество Дулёву дала прошедшая через него железная дорога, по которой продукция вывозилась вагонами. В наши дни одна из железнодорожных веток в центре города разбирается, нечего стало возить. Фарфор забирают малыми партиями на машинах.
Кузнецов привлекал лучших художников. Среди них был М.Л. Врубель, так увлёкшийся, что даже назвал фарфор высшим из искусств. Последней его работой, которую он не успел закончить, стала керамическая композиция 'Принцесса Греза", установленная уже после смерти художника на фронтоне московской гостиницы "Метрополь", напротив Большого театра. Её можно видеть и сейчас.
Для Дулёвского завода он выполнил рисунок фарфорового блюда "Садко" (экземпляры сохранились в коллекциях). Но затем рисунок стали помещать ещё и на вазах. Врубель возмутился и пошел к Кузнецову: произведение не предназначалось для вазы, нарушается замысел, целостность. В частности, на блюде Садко смотрит на морских царевен, а на вазе оказался спиной к ним. Однако Кузнецов ответил: рисунок он купил, теперь это его собственность, и что хочет, то делает. Тихий, интеллигентный Врубель, человек не от мира сего, не смог настоять на своём и ушел оскорблённым.
Тем бы и кончилось, но Кузнецов – как видно, не слишком уважавший тех, кто на него работал, – нехорошо поступил и с матерью В.А. Серова, тоже художницей. Серов – автор "Девочки с персиками" и ещё многих полотен, выставленных в лучших галереях.
Что мог художник поделать против всесильного магната, миллионера, поставщика двора Его Императорского Величества? Он нашёл неожиданный выход – вызвал обидчика... на дуэль. Поединки давно уже были запрещены (потом вновь разрешены только между офицерами), тем не менее иногда происходили.
Кузнецов счёл было вызов пустой угрозой. Но, встретившись с Серовым, убедился: тот не шутит.
Теперь что было делать Кузнецову? Отказаться от дуэли – скажут, струсил, осмеют. Помимо морального вреда, ещё и конкуренты не преминут воспользоваться, в итоге пострадает само кузнецовское дело. А принять вызов – верная смерть. Кузнецов не держал в руках оружия. Серов же был охотником и вообще, как художник, имел твёрдую руку. Но случись даже, что он промахнётся, а Кузнецов чудом попадёт, последнего ожидает позорная слава нового Дантеса, убийцы национального гения. Сходство усиливалось тем, что Пушкин имел четверых детей, а Кузнецов в случае "победы" осиротил бы пятерых.
Он не стал ни уклоняться, ни искать каких-либо обходных путей вроде угроз, заманчивых обещаний или подосланных громил. Он честно признал себя неправым, принёс извинения матери В.А. Серова и М.А. Врубелю. И больше никогда не задевал художников. Правда, Врубель к сотрудничеству всё же не вернулся.
Наверно, если бы в России оказалось побольше людей, умеющих постоять за своё достоинство, как Серов, то не произошёл бы большевистский переворот. Неудовольствия решились бы миром, А будь побольше таких, как Кузнецов, Россия сейчас не плелась бы в хвосте прогресса, мечтая догнать хотя бы страны "третьего мира". (Кстати, что за "третий мир", если их всего два: социалистического, который считался первым, теперь нет).
Однако возвратимся к
храму. Итак, деревянную церковь в с. Гора разобрали, и
возвели вновь в Дулёве – почти напротив нынешнего
храма, через дорогу. Церковь, в которую ходило не одно поколение дулёвцев, сама теперь пришла к ним. 8 мая
Однако и тогда уже церковь из небольшого села оказалась мала для Дулёва, тем более, что завод рос. Новые рабочие поступали из окрестных деревень, в основном православных. Скажем, десять лет спустя прихожанами храма были 521 мужчина и 410 женщин. Зная численность работавших на заводе – 1400 человек, – нетрудно понять, что храм Иоанна Богослова стал главным для посёлка.
Поэтому уже в 1890 году его расширили, он стал крестообразным в плане. В пересечении креста возвышался мощный световой восьмерик, увенчанный главой. На западном конце (дальнем от дороги) находилась колокольня.
В
Первым известным нам
настоятелем был в
Там же учительницей была его сестра Екатерина Алексеевна. Видя тяжёлое положение рабочих, она сочувствовала тем, кто хотел изменить жизнь, и у себя на квартире собирала молодёжь для чтения подпольной литературы. Запрещённые брошюры она прятала у брата в курятнике, поскольку у священника не стали бы искать. По воспоминаниям современников, о. Феодор об этом знал.
Так что можно усомниться в утверждениях, будто "попы" яростно защищали самодержавие. Они были близки к народу, как никто другой, вхожи во все дома, от лачуг до дворцов, сопровождали каждого человека от крестин до похорон, участвовали во всех важных событиях, а по исповедям знали и душу каждого, – как же могли бы не сочувствовать тяготам? Тем более, что главная христианская заповедь – любить ближнего. Но они, естественно, возражали против насильственного изменения строя, так как в тех же заповедях говорится: не убий, не пожелай чужого добра. Заметим, что и законы любой страны, в том числе Конституция России, запрещают насильственные действия. Мы теперь знаем, что революции к хорошему не приводят.
И всё же после
Бог избавил его от вида
гибели родного храма. В следующем,
Женщины, певшие в
церковном хоре, – Анастасия и Клавдия Самохваловы,
Евдокия Максёнкина, Анна Мусакова,
Клавдия Матвеева – продолжали служение, читали псалтырь над покойниками. К.
Матвеева стала петь в единственном уцелевшем храме Орехово-Зуевского района –
Троицком в погосте Березники (народное название –
Десятая Пятница). Она была дочерью последнего церковного старосты деревянного дулёвского храма Василия Ивановича Матвеева (умер в
На месте прежнего храма Иоанна Богослова, а также на месте находившегося позади него дулёвского кладбища ныне 4-5-этажные жилые дома. При их строительстве мародёры раскапывали могилы в поисках ценностей. Примерно там, где сейчас расположена булочная, стоял дом священника. Он потом использовался под детский сад. Сохранившиеся до наших дней надгробия недавно перенесены на территорию нового церковного городка. Местные жители до сих пор называют весь квартал Могилками.
Но, как уже говорилось,
храм с самого начала оказался мал для Дулёва. К тому
же он был деревянным. Еще в
Исполнителем идеи стал Василий Николаевич Грачёв. Он родился в Дулёве, работал на фарфоровом заводе, с юных лет пел в церковном хоре и был избран церковным старостой, каковым оставался до конца дней (годы его жизни – 1861–1920).
Не оставляя забот о старом храме, он собирал средства для нового, закупал материалы, следил за строительством. Он умер в больнице от тифа, но даже перед смертью говорил сыну: "А храм наш будет жить". Он верил в это, хотя храм ещё ни единого дня не действовал, его даже не успели достроить.
Проект был заказан
владимирскому епархиальному архитектору Леониду Михайловичу Шереру.
По свидетельству старожилов, он лично приезжал в Дулёво
и, осмотрев, выбрал среди болот сухой песчаный пригорок. В проекте применены
новые для того времени материалы: пилоны и своды из монолитного железобетона
(что впоследствии послужило одним из непреодолимых препятствий к сносу храма).
Красота и уникальность проекта также говорят о том, что архитектор подошёл к
делу с тщанием и любовью. Чертежи подписаны им 21 апреля
Насколько трудно было
возводить храм, видно, например, из опубликованного в "Ведомостях Владимирской
епархии" отчета Л.М. Шерера, в
Тем не менее строительство храма велось очень добросовестно. В частности, среди рабочих был мальчик, получавший по пятачку в день за то, что между рядами кирпичной кладки сыпал средство от плесени. Глядя теперь на старые здания – например, на городской Дворец культуры в Орехово-Зуеве (Зимний театр}, – можно по достоинству оценить заботу, с какой тщательностью фарфористы строили свой храм. Театр регулярно штукатурили и красили, тем не менее он поражён грибком до самой крыши. А на храме Иоанна Богослова, никогда не знавшем ремонта и на много лет вообще брошенном, нет ни пятнышка.
К
В
С середины 50-х церковь служила складом. К началу 70-х заброшена и понемногу разбиралась на кирпич. Перед руководителями города и завода постоянно ставился вопрос о её сносе. Дважды она обследовалась подрывниками, которые заключили: взорвать можно... но таким сильным зарядом, что вокруг рухнут жилые дома, баня и Дворец культуры.
Кстати, Дворец не случайно выстроен бок о бок с храмом. Л.М. Шерер выбрал действительно наилучшее место для общественного центра. И строители ДК рассчитывали, что территория "очистится", когда будет снесена церковь. Дворец культуры фарфорового завода – тоже здание не из тех, каких много. Его проектировал К.С. Мельников, чьи работы давно стали классикой: павильон СССР на Международной выставке в Париже, клубы имени Русакова и фабрики "Буревестник" в Москве", и там же собственное жилище Мельникова – известный каждому архитектору в мире круглый дом почти в центре столицы, близ Арбата. Одно время предполагалось включить дулёвский Дворец культуры в маршруты экскурсий по Золотому кольцу России.
Впрочем, экскурсанты здесь бывают и так. В том числе однажды приезжал Олег Георгиевич Пэнэжко, в ту пору студент Московского высшего технического училища (ныне университет) имени Баумана. Осмотрев ДК, он обратил внимание и на церковь: такая красивая, а пропадает. Потом он стал сотрудником научно-исследовательского института, карьера двигалась вполне благополучно. Он и не предполагал, что несколько лет спустя, избрав совсем иную стезю, будет направлен настоятелем именно в этот храм.
В
После того, как многие тонны мусора были вывезены, берёзы на крыше срублены и выкорчеваны, состоялось событие, которого храм ждал с начала века. В свой престольный праздник, в день памяти Иоанна Богослова 21 мая 1991 года, он был освящён. На это малое освящение стеклось столько народу, что не сумевшие попасть внутрь теснились вокруг, храм наполнился битком. Священнослужители стояли просто на земляном пригорке, а войти можно было не только через дверной проём (в котором ещё отсутствовала сама дверь), но и через пролом в стене.
2 февраля
Широкие восстановительные
работы начались в
Почти шесть десятилетий
город не осенялся символом спасения. 15 января
К входу пристроено большое крытое крыльцо, и ещё одно – ко второму входу. В нижнем ярусе храма расположились крестильное отделение и библиотека. Местные художники расписали стены внутри, представив на них всю земную жизнь Христа и богородицы. Роспись выполнена в стиле начала века, преобладающие тона – небесно-голубые.
Рассказ о храме будет неполным, если не напомнить, кто такой Иоанн Богослов. Он был учеником Иоанна Предтечи, или Крестителя, предсказавшего пришествие Христа, и затем учеником самого Христа, младшим по возрасту из 12 учеников, 12 апостолов, и самым любимым.
Иоанн следовал за Христом, даже когда Христа схватили и вели связанным. Он сумел проникнуть на суд и провести с собой Петра, старшего из апостолов, затем сопровождал Христа по крестному пути и, единственный из апостолов, вместе с богоматерью присутствовал при распятии. Умирая, Христос именно ему завещал исполнять сыновние обязанности перед Девой Марией. Недаром его имя (по-древнееврейски Иоханаан) стало самым распространённым на Руси, где приобрело иной вид – Иван. Оно переводится как "Божья милость".
Перу Иоанна принадлежит Откровение, или Апокалипсис. Во времени его написания наука и церковная традиция расходятся: по научным данным, между 9 июня 68 года и 15 января 69-го. Из 12 апостолов он прожил дольше всех, стал автором трех посланий (также входящих в Новый завет). Ему были принесены все появившиеся тогда, к концу 1-го века, сочинения об Иисусе Христе, он отобрал как истинные три Евангелия и написал своё, дополняющее их и начинающееся знаменитым стихом: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Не менее известны и поэтичны другие строки – например, "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".
На иконах можно узнать Иоанна Богослова по высокому лбу, по книге или свитку в руках. Или же он держит чашу, откуда выползает змейка, означающая яд (апостолу пришлось выдержать такое испытание – выпить отраву, предложенную римским императором, врагом христиан). На иконе обязательно изображается орёл как символ высокого полета мысли, он парит над головой апостола или распростёр крылья позади.
Левый, северный придел храма освящён в память Иоанна Кронштадского (1829–1909). Праведник раздавал бедным всё, что имел, порой возвращаясь домой раздетым и даже без сапог, он говорил: "Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нём». Постепенно к нему стали стекаться громадные суммы на благотворительность. Он ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте Дом трудолюбия со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал женские монастыри в родном селе Суре Архангельской губернии и в Санкт-Петербурге, где впоследствии и погребён.
Южный придел напоминает о
святителе Тихоне (1865–1925). Родом из-под Пскова, он с
2! мая
Возрождался не только храм, преображалась и территория вокруг него – создан целый церковный городок. У ворот выстроены сторожка и книжная лавка. Выросло двухэтажное здание церковно-приходской школы, мастерские, другие помещения, вплоть до гаража. Возведена звонница, на неё подняты колокола весом от 1/2 до 8 пудов, специально отлитые для этого храма в г. Каменске-Уральском. Территория обнесена металлическим забором с кирпичными столбами, на углу стоит часовенка с иконой "Неупиваемая чаша" и с неугасимой лампадой – для тех, кто подвержен греху пьянства. При её сооружении возникало сомнение, не будут ля подростки разбивать стекло и осквернять икону. Но ни разу никто её не тронул.
При храме созданы три хора {один из них детский). Регенты – Л. Кащеева, Е. Рахманова, И. Зимовец. Община приобрела грузовичок, который, как и храм, пришлось восстановить, и теперь на нём, приспособленном для перевозки пассажиров, совершаются экскурсии, выезды на природу. Многие прихожане и их дети не только участвуют в богослужениях, но и едва ли не живут в церковном городке, уходя домой лишь ночевать. Здесь есть всё: хочешь мастери что-нибудь или ухаживай за цветами, хочешь осваивай компьютерную или музыкальную грамоту. Ведётся краеведческая работа, создан музей. Действует иконописный класс (как же без него в городе, где фарфоровый завод, и, значит, много художников?). В приходской школе достаточно взглянуть на стенды, чтобы понять, насколько искажённо подавалась ещё в недавние времена история культуры: в частности, даже не упоминалось, что величайшие наши композиторы сочиняли и духовную музыку. Русская классическая литература полна религиозности, что также замалчивалось, и уроки в приходской школе дополняют представление об известных всем произведениях.
Казалось бы, что ещё
нужно? Жизнь в храме и вокруг него налажена, остаётся украшать церковный городок,
привлекать новых прихожан. Но с
В Яковлеве когда-то
существовали две церкви, обе во славу Богородицы. Первая из них, пятиглавая деревянная,
была привезена из с. Старый Покров в
Трудами о. Димитрия и
церковного старосты Василия Ивановича Галкина (1858–1916) в селе был возведен
каменный храм – большой, на 1000 человек. Более полумиллиона кирпичей для него
изготовили сами прихожане. Владелец Ликинской фабрики
А.В. Смирнов пожертвовал 20 тыс. руб. на иконостас. 11 июля
Протоиерей Димитрий Левкоев не только служил в церкви и преподавал в школе при ней. До него в Яковлеве не было садов, а он развёл фруктовый сад, выписывал саженцы плодовых деревьев и раздавал их желающим. В день яблочного Спаса в его саду наполняли яблоками огромную корзину и выдвигали её за ворота на улицу – для проходящих. Домашняя библиотека о. Димитрия впоследствии стала основой собрания книг в избе-читальне. В том, что крепкая вера творит чудеса, прихожане убеждались собственными глазами. Однажды во время пожара, когда ветер дул в сторону села и оно могло выгореть дотла, о. Димитрий с иконой обошел горящий дом, и ветер утих.
В
На Ликинском автобусном заводе работали внук о. Димитрия, инженер И.Ф. Левкоев, правнуки Фантин и Дмитрий.
Богослужения в Яковлевской церкви возобновлены, восстановление продолжается, но община храма Иоанна Богослова не остановилась и на этом. Уже проводятся службы в церкви с. Пашнево, огромной и тоже стоявшей в забросе.
Вдохновитель всех начинаний – о. Олег. Не будь его, вряд ли в столь короткий срок волшебно преобразился бы храм Иоанна Богослова. Человек удивительной энергии (кажется, никогда не знающий отдыха), редкий бессребреник, о. Олег поражает всех широчайшей образованностью, которую не старается показать, как и вообще мало говорит о себе, – лишь случайно вдруг выясняется, например, что он свободно читает по-английски, владеет испанским, играет на фортепиано. В его беседах и в религиозной рубрике, которую он ведёт в местной газете, – сведения из истории, цитаты из самых разных писателей. О. Олег терпеливо выслушивает каждого, независимо от положения собеседника в обществе, и всегда находит, как помочь. В городе нет человека, который не испытывал бы к нему глубочайшего уважения. При взгляде на него становится стыдно за нашу обычную российскую бездеятельность: мы всё собираемся что-то сделать, подолгу рассуждаем и прикидываем, а у него дело горит в руках, мгновенно рождаются новые идеи и непонятным образом в кратчайший срок оказываются осуществлёнными. Так возродился и храм Иоанна Богослова, которому теперь на протяжении долгих веков радовать глаза и души.
17 октября
Ныне о. Олег – протоиерей.
Наверно,
в будущем (и в скором)
Уже не
вспомнит молодёжь,
Как храм
стоял немым укором.
Ведь ныне
– мимо не пройдёшь!
XIX век
Как ныне сбирается вещий
Олег...
XX век
... Помочь прихожанам Дулёва,
Которые чуть ли не весь этот
век
Ломали свой храм Богослова.
XXI век
Был общежитием и складом,
Был свалкой храм (о чём скорбим).
Но вот теперь окинем взглядом
И храм, и всё, что рядом с ним.
И мысль придёт и не отпустит,
И будет истиной вовек:
Здесь каждый камень, каждый кустик
Кричит – Олег, Олег, Олег!
Во всех делах, во всех идеях –
Его и руки, и душа:
От алтаря и двух приделов
До мастерских и гаража,
От книжной лавки до часовни
И от крестильной до креста,
От школы... в общем, что ни вспомни,
Везде рука всё та ж, всё та.
Глядим, вниманием вонзаясь:
Хоть где-нибудь не виден он?
Но даже кот по кличке Заяц,
И тот всё им же привезён.
А главный след – в сердцах и в душах,
В размахе, что приходу дан:
В нём было штуки три старушек,
А ныне – столько прихожан!
Конечно, нас бы меньше было,
Сюда не шли бы в дождь и снег,
Но притягательная сила –
Ещё и сам отец Олег.
Храм возрождён и так украшен,
Что в целом городе светло.
И будем правы, если скажем:
Как никому, нам повезло,
Что предназначен небесами
В Дулёво был отец Олег –
Ведь должен же в прекрасном храме
Служить прекрасный человек!
Рождественская
песенка
1. Среди морозов лютых
Рождаются слова:
Во храм сходитесь, люди,
На праздник Рождества.
Среди
мирских соблазнов
Бесплодно жизнь идёт.
Но изначальный праздник
Нам начинает год.
Припев:
Как истина проста,
Нам не забыть её:
Бессмертие Христа –
Бессмертие твоё.
2. Для всех открыты двери.
Господь, благослови
Припасть к истоку веры,
Надежды и любви.
В
непрочном мире этом
Останемся тверды,
Когда идём за светом
Рождественской звезды.
Припев.
3. Светлее, солнце, брызни!
Уйди, неверья тень.
Мы все для новой жизни
Родимся в этот день.
Добро
нельзя измерить,
А зла – не совершить,
Лишь надо свято верить,
И будем вечно жить.
Припев.